Обзор рынка
Макроэкономика
Условия социально-экономического развития России в отчетном году являлись основным фактором, сдерживавшим увеличение объемов потребления электроэнергии и, как следствие, объема сетевых услуг ФСК.
По итогам 2015 года промышленное производство в России сократилось на 3,4% (в 2014 году — рост на 1,7%), при этом по таким электроемким видам деятельности, как металлургия и производство машин и оборудования, объемы сократились на 6,5 и 11,1% соответственно1.
Объем потребления электроэнергии в рамках Единой энергетической системы России, по данным Системного оператора ЕЭС2, снизился относительно предыдущего года на 0,55% и составил в 2015 году 1 008,3 млрд кВт•ч. Экспорт в сопредельные страны увеличился на 25%, однако составляет незначительную долю в объеме потребления электроэнергии в ЕЭС России (менее 2%). Среднегодовой темп роста электропотребления в ЕЭС России в 2016–2022 годах прогнозируется на уровне 100,81%.
Потребление электроэнергии в ЕЭС России в 2015 году и прогноз на 2016–2022 годы, млрд кВт•ч

Умеренный рост российского ВВП в ближайшие годы и динамика удельного электропотребления являются важными факторами, влияющими на объемы потребления электроэнергии и оказание услуг по ее передаче. Вследствие модернизации технологий производства и реализации программ энергосбережения удельное потребление электроэнергии в предшествующие годы сокращалось по большинству наиболееэнергоемких видов продукции. Стабильный рост удельного электропотребления сохранился лишь в добыче нефти.
Эти факторы сглаживают влияние изменений, происходящих в географии спроса на электроэнергию и в распределении нагрузок, а также позволяют использовать имеющиеся резервы мощности сети и отложить дорогостоящие проекты по ее усилению.
1 Источник: Минэкономразвития России, «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году», Москва, февраль 2016.2 Источник: Системный оператор Единой энергетической системы, «Отчет о функционировании ЕЭС России в 2015 году».
Отраслевой рынок
Изменение расхода электроэнергии на единицу отдельных видов произведенной продукции в 2014 году относительно 1995 года

ФСК осуществляет передачу электроэнергии по магистральным сетям и оказывает услуги по технологическому присоединению к сети. Передача электроэнергии по магистральным сетям относится к видам деятельности, осуществляемым в условиях естественной монополии.
На российский рынок услуг по передаче электроэнергии оказывают влияние прежде всего макроэкономические факторы, характеризующие общее состояние экономики страны. Объем услуг в магистральной электросети определяется величиной мощности, отпускаемой потребителям услуг по передаче, и величиной мощности энергопринимающих устройств, присоединяемых к сети.
В 2015 году величина оплачиваемой мощности составила 87,9 ГВт, уменьшившись на 3 ГВт относительно уровня предыдущего года. Такая динамика обусловлена не столько сокращением электропотребления, сколько переходом на расчет показателя объема сетевых услуг для прямых потребителей по среднеарифметической мощности. Оптимизация потребителями режимов потребления и возможное использование ими распределенных источников генерации также Обзор рынка сдерживают рост объема сетевых услуг ФСК.
Мощность, оплачиваемая потребителями услуг по передаче ПАО «ФСК ЕЭС», ГВт

Физический объем услуг по технологическому присоединению*, МВт

Динамика физического объема услуг по технологическому присоединению (потребителей и генерации) в последние годы не имела выраженной тенденции. Эта динамика в значительной степени определяется потребностями в сетевой мощности инвестиционных проектов потребителей и производителей электроэнергии. Существенный рост физических объемов в 2015 году был вызван завершением ряда масштабных проектов технологического присоединения на генерирующих станциях «Росэнергоатома».
Исходя из оценки электропотребления, объемов экспорта и импорта электроэнергии, а также с учетом влияния факторов, обусловливающих замедление роста электропотребления (прежде всего фактора энергосбережения), Компания не ожидает значительного роста объема оплачиваемых сетевых услуг. Увеличение объема услуг в ближайшие годы произойдет за счет расширения ЕЭС России в ОЭС Юга и в ОЭС Востока (присоединение Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха).
Снижение курса национальной валюты и инфляция повышают неопределенность инвестиционных ожиданий и могут вызвать задержку в реализации новых инвестиционных проектов потребителей электроэнергии и ее производителей, что повлечет за собой в будущем снижение объема новых проектов технологического присоединения.
Стратегия развития
Миссия ФСК заключается в обеспечении надежного функционирования и адекватного росту экономики развития ЕНЭС с высокой экономической эффективностью и максимальным снижением затрат. Наша стратегия должна обеспечить неуклонное следование этой миссии, отвечать на ряд технологических и экономических вызовов и способствовать решению проблем, вызванных современным состоянием магистральной электросети и возможностями удовлетворения спроса.
Вызовы
Учитывая общеэкономические условия ближайших лет, мы ожидаем продолжения ограничительной политики тарифного регулирования с переходом к установлению сетевых тарифов по принципу «инфляция минус». Одним из главных стимулов в деятельности ФСК в этих условиях является снижение операционных и инвестиционных затрат. Однако это снижение не должно негативно сказываться на уровне надежности и приводить к повышенным затратам в будущих периодах.
При курсе на снижение затрат Компания должна критически относиться к отбору инвестиционных проектов для модернизации и развития сети.
Стагнация объема услуг и ограничительная тарифная политика даже в условиях сокращения затрат приводят к рискам ограничения роста прибыли для акционеров.
Инновационное развитие ФСК должно концентрироваться на отборе наиболее актуальных и перспективных проектов. Приоритетные направления определены Программой инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС» на 2016–2020 годы и включают разработку подстанций с высоким уровнем автоматизации управления технологическими процессами («цифровая подстанция»), цифровое проектирование, энергоэффективность, управление надежностью и активами.
Степень загрузки сетевых мощностей остается недостаточной по сравнению с зарубежными компаниями-аналогами. Она сложилась под влиянием структурных изменений в потреблении электроэнергии и отражает складывавшиеся десятилетиями принципы планирования ЕНЭС и методы обеспечения надежности.
Долгосрочная программа развития
Стратегия Компании изложена в Долгосрочной программе развития ОАО «ФСК ЕЭС», утвержденной решением Совета директоров (протокол от 19.12.2014 № 243). Программа согласована с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и поддержана Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.
Долгосрочная программа развития (ДПР) разработана в соответствии с целевыми ориентирами и положениями утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» и принятыми Минэкономразвития России в 2014 году Методическими рекомендациями по разработке долгосрочных программ развития1.
В 2015 году нами была разработана актуализированная ДПР с учетом более жестких условий деятельности в предстоящий период вследствие внешних факторов и динамики общеэкономических показателей конца 2014 — начала 2015 года. В ней уточнены цели и задачи, а также мероприятия по их реализации. Изменения были направлены на то, чтобы долгосрочные цели и задачи Компании максимально отвечали потребностям пользователей сети и ожиданиям акционеров, при этом были бы реалистичны и достижимы. В актуализированной ДПР усилено направление экономии затрат. Это нашло отражение в установлении более амбициозных, нежели предусмотренные указаниями Правительства, задач по снижению операционных издержек, а также в более осторожном подходе к планированию развития сети и показателям доходности.
С учетом задач по реализации Стратегии электросетевого комплекса Российской Федерации в своей деятельности ФСК ориентируется на следующие стратегические цели на период до 2030 года:
- Обеспечение надежности и качества услуг
- Сохранение финансовой устойчивости и независимости и рост стоимости Компании
- Развитие ЕНЭС с учетом технической и экономической оптимизации магистральных сетей
- Удовлетворение спроса потребителей на услуги ФСК с учетом региональных особенностей,
структуры спроса и повышения эффективности загрузки мощностей
- Консолидация под управлением ФСК всех объектов электросетевого хозяйства, входящих
в ЕНЭС и соответствующих критериям отнесения к ЕНЭС

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФСК?
«В результате разработки и реализации Долгосрочной программы развития в ФСК появились новый уровень планирования и новая рамка осмысленных стратегических целей при принятии управленческих решений и коммуникации как внутри Компании, так и с внешними заинтересованными сторонами. Начиная с 2015 года все основные процессы — инвестиционного планирования, бизнес-планирования, регламентации различных видов деятельности — увязаны со стратегическими целями ДПР.
Со стратегическими целями, обозначенными в ДПР, теперь увязаны и ключевые показатели эффективности. В 2014 году они были выполнены с запасом, что подтвердили результаты аудита реализации программы, впервые проведенного в 2015 году.
Что касается результативности мероприятий, срок исполнения которых наступил в 2015 году, могу отметить, что Компания полностью реализовала комплекс мер по импортозамещению как в организационном плане, так и в разработке и внедрении на практике отечественных продуктов и технологий. Перевыполнены планы по сокращению удельных операционных и инвестиционных затрат и по повышению производительности труда. Комплекс мер по сокращению потерь электроэнергии привел к экономии почти 49,4 млн кВт•ч. Значительно сокращена продолжительность перерывов в передаче электроэнергии. При этом проделана большая нормотворческая работа, организован коммуникативный процесс для решения важных перспективных задач: совершенствования схем финансирования платы за технологическое присоединение, оптимизации загрузки энергетических мощностей, финансирования проектов общегосударственного значения.
Среди важных результатов первого года реализации ДПР я хотел бы отметить сам опыт ведения деятельности в соответствии с долгосрочным программным документом такого уровня. Мы смогли оценить жизнеспособность наших прогнозов и реалистичность поставленных целей. Мы получили обратную связь в ходе актуализации программы от широкого круга экспертов как внутри Компании, так и в министерствах и Открытом правительстве и намерены использовать весь полученный массив новой информации для совершенствования процесса долгосрочного планирования».
Стратегические задачи ФСК на период 2015–2019 годов
1 | Сохранить высокий уровень надежности |
2 | Сократить к 2017 году удельные инвестиционные расходы на 30% относительно уровня 2012 года |
3 | Обеспечить реализацию в установленные сроки инвестиционных проектов общегосударственного значения |
4 | Обеспечить соблюдение принципов технической и экономической целесообразности при принятии решений в отношении схемы развития магистральной сети |
5 | Внедрить экономическую модель технологического присоединения, основанную на балансе интересов и справедливом распределении рисков между заявителем и Компанией |
6 | Сократить к 2017 году удельные операционные расходы не менее чем на 30% относительно 2012 года*, не допуская при этом падения уровня надежности и повышения затрат в будущих периодах |
7 | Оптимизировать загрузку имеющихся электросетевых мощностей |
8 | Разработать программу поэтапной консолидации объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС и соответствующих критериям отнесения к числу ее объектов |
9 | Сохранить кредитный рейтинг Компании на уровне суверенного рейтинга Российской Федерации, обеспечить рост прибыли и стоимости Компании |
* Задача выполнена ПАО «ФСК ЕЭС» с опережением — в 2015 году достигнуто сокращение удельных операционных расходов на 40% относительно 2012 года. |
Разработанные мероприятия ДПР ориентированы на реализацию стратегических целей и задач. В базовом сценарии долгосрочной финансовой модели ФСК заложено выполнение ключевых показателей эффективности, включая снижение относительно уровня 2012 года удельных операционных и инвестиционных издержек на 30% уже к 2017 году. Эти цели превышают требования, установленные Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Однако наша Компания принимает на себя такие повышенные обязательства с учетом необходимости реализации долгосрочной инвестиционной программы и сохранения устойчивого финансового положения.
АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
С целью мониторинга реализации мероприятий и достижения показателей, установленных Долгосрочной программой развития, по инициативе ФСК в 2015 году была выполнена аудиторская проверка (результаты представлены в аудиторском отчете от 31.07.2015).
Независимым аудитором было проведено сопоставление целевых и достигнутых значений ключевых показателей эффективности в 2014 году и проанализированы причины выявленных отклонений. По результатам анализа аудитором установлено, что фактические значения показателей за этот период превысили целевые в связи с выполнением ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности Компании.
Помимо внешней аудиторской проверки в ФСК также осуществляется внутренний мониторинг реализации мероприятий, определенных Долгосрочной программой развития.
Обеспечение надежности и качества услуг
КПЭ* | 2015 ПЛАН |
2015 ФАКТ |
РЕЗУЛЬТАТЫ
2015 Реализация стратегии в 2015 году(выполненные мероприятия и достигнутые показатели) |
ПЛАНЫ
2016 Реализация стратегии в 2016 году (планируемые мероприятия и показатели) |
РИСКИ** Перечень рисков, влияющих на реализацию стратегии |
---|---|---|---|---|---|
Показатель надежности: отсутствие роста числа крупных аварий |
отсутствие роста | отсутствие роста | Управление рисками |
Сохранение финансовой устойчивости и независимости
КПЭ* | 2015 ПЛАН |
2015 ФАКТ |
РЕЗУЛЬТАТЫ
2015 Реализация стратегии в 2015 году(выполненные мероприятия и достигнутые показатели) |
ПЛАНЫ
2016 Реализация стратегии в 2016 году (планируемые мероприятия и показатели) |
РИСКИ Перечень рисков, влияющих на реализацию стратегии |
---|---|---|---|---|---|
Рентабельность инвестированного капитала (ROIC) |
1,06% (выполнение должно составить не менее 0,9 от плана) | 1,95% (выполнение составило 1,8 от плана) | |||
Показатель финансовой устойчивости: коэффициент финансового левериджа |
не более 1,5 или значения по бизнес-плану | 0,43 | |||
Рентабельность инвестиций акционеров (TSR) |
выше среднего значения за три года до отчетного на величину, установленную Советом директоров | 28% | |||
Снижение удельных операционных расходов (затрат) |
не менее 14,2% | 24,2% | |||
Показатель производительности труда |
не менее 17% | 21,5% |
Развитие ЕНЭС с учетом технической и экономической оптимизации магистральных сетей
КПЭ* | 2015 ПЛАН |
2015 ФАКТ |
РЕЗУЛЬТАТЫ
2015 Реализация стратегии в 2015 году(выполненные мероприятия и достигнутые показатели) |
ПЛАНЫ
2016 Реализация стратегии в 2016 году (планируемые мероприятия и показатели) |
РИСКИ** Перечень рисков, влияющих на реализацию стратегии |
---|---|---|---|---|---|
Выполнение графика ввода объектов в эксплуатацию | не менее 95% | 115,5 | |||
Снижение удельных инвестиционных затрат |
не менее 15% | 18,3% |
Удовлетворение спроса потребителей на услуги
КПЭ* | 2015 ПЛАН |
2015 ФАКТ |
РЕЗУЛЬТАТЫ
2015 Реализация стратегии в 2015 году(выполненные мероприятия и достигнутые показатели) |
ПЛАНЫ
2016 Реализация стратегии в 2016 году (планируемые мероприятия и показатели) |
РИСКИ** Перечень рисков, влияющих на реализацию стратегии |
---|---|---|---|---|---|
Соблюдение сроков осуществления технологического присоединения |
не более 1,1 | 1,0236 | Риски технологического присоединения:
|
** Подробная информация о ключевых факторах риска и мероприятиях по управлению ими — в разделе ОТЧЕТ О КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ / Система контроля / Факторы рисков.
Стратегия в контексте устойчивого развития
Традиционное понимание устойчивого развития связано со стремлением к удовлетворению потребностей нынешнего поколения без создания угроз для удовлетворения потребностей будущих поколений, что возможно сделать только с учетом позиций заинтересованных сторон при постоянном взаимодействии с ними и интеграции этой практики во все бизнес-процессы Компании.
В силу своей особой роли в энергетической отрасли, экономике и социальном развитии страны наша Компания расширяет и дополняет в своей деятельности традиционное понятие устойчивости.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФСК
- Создание механизмов и практики синхронизации планов заинтересованных сторон, предполагающих развитие и расширение ЕНЭС
- Импортозамещение в целях инновационного развития отечественной энергетики и повышения энергетической безопасности Российской Федерации
- Создание кадрового резерва «умной» энергетики
- Формирование ответственной практики управления персоналом
- Улучшение охраны труда и повышение производственной безопасности
- Экологизация и повышение энергоэффективности электросетевой деятельности
- Справедливое распределение создаваемой экономической стоимости и оценка экономической целесообразности внедрения инноваций и новых технологий
- Интеграция стратегии корпоративной социальной ответственности во внутренние бизнес-процессы
ФСК как компания-оператор ЕНЭС обеспечивает передачу электроэнергии по магистральным электрическим сетям и несет ответственность за надежность передачи электроэнергии по своей сети.
Ответственность ФСК за эффективность управления и развития ЕНЭС связана не только с обеспечением безопасности, надежности и бесперебойности электроснабжения, но и с созданием недискриминационного доступа к сетевым услугам Компании, которые должны оказываться прозрачно, честно и на инновационной основе. Поэтому одной из важнейших задач для Компании с точки зрения идеологии и ценностей корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития является постоянный поиск баланса в реализации общественных и экономических интересов в деятельности ФСК.
ФСК как одна из крупнейших электроэнергетических компаний России ответственна за состояние ЕНЭС — ядра электросетевого хозяйства страны, жизненно важной общественной инфраструктуры. Оценив существующие проблемы и потенциальные угрозы, Компания разработала Долгосрочную программу развития, нацеленную в том числе на реновацию, модернизацию и инновационное развитие ЕНЭС. Успех в реализации Программы во многом зависит от конструктивности взаимодействия Компании с широким кругом заинтересованных сторон: с поставщиками, подрядчиками, проектными и научными организациями, распределительными сетевыми компаниями и МРСК, потребителями, генераторами и инфраструктурными регулирующими организациями, профсоюзами, органами государственной и местной власти, общественными и экологическими организациями, экспертным сообществом.
Регулярные открытые коммуникации со стейкхолдерами играют важную роль, поскольку позволяют нам лучше понимать их ожидания и использовать целевой подход к формированию повестки в части корпоративной социальной ответственности. Для диалога используются такие каналы коммуникации, как конгрессно-выставочные мероприятия, многосторонние обсуждения, информирование через СМИ.
ОТЧЕТ О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КОРПОРАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФСК
При подготовке социальных отчетов мы руководствуемся международными стандартами по раскрытию показателей нефинансовой отчетности: руководством GRI, отраслевым энергетическим протоколом GRI, стандартом AA 1000 SES.
В рамках подготовки социального отчета проводятся диалоги с заинтересованными сторонами, на которых обсуждается ключевая тема отчета и собираются запросы к ее раскрытию. Перед публикацией готовый текст отчета проходит общественное обсуждение в форме очных или заочных слушаний.
С отчетами о социальной ответственности
и корпоративной устойчивости ФСК можно
ознакомиться на сайте www.fsk-ees.ru в разделе
О Компании / Корпоративная социальная
ответственность
Взаимодействие со стейкхолдерами
Стейкхолдеры | Понимание социальной ответственности ФСК | Основные мероприятия в 2015 году |
---|---|---|
Государство и общество
в целом ![]() |
|
|
Потребители![]() |
|
|
Акционеры и инвесторы![]() |
|
|
Сотрудники![]() |
|
|
Поставщики и
подрядчики![]() |
|
|
Население регионов присутствия
и экологи![]() |
|
|
Научные и
образовательные организации![]() |
|
|
Средства массовой
информации![]() |
|
|