FSK Logo
годовой отчет 2015
EN

В условиях, когда темп роста тарифа ниже инфляции второй год подряд, ФСК показывает рост прибыли. Подобные результаты не могут быть достигнуты без реального повышения эффективности деятельности.

Мария Пичугина

Заместитель Председателя Правления, член Правления ПАО «ФСК ЕЭС»

Тарифное регулирование

Тарифная политика

Основная деятельность ФСК по оказанию услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС и услуг по технологическому присоединению к ЕНЭС осуществляется в соответствии с тарифами, которые регулируются государством и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» Федеральная служба по тарифам упразднена, а функции государственного регулирования тарифов на услуги, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС России).

Деятельность Компании по оказанию услуг по передаче электроэнергии по распределительным электрическим сетям (далее — объекты РСК) регулируется на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы тарифообразования деятельности по передаче электроэнергии по ЕНЭС, представлен в Приложение 1 к годовому отчету

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС

С 2010 года в рамках проведения мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли тарифы для Федеральной сетевой компании на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС устанавливаются на основании метода доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование).

Для установления тарифов на каждый год расчетного периода регулирования необходимая валовая выручка (НВВ) определяется путем суммирования значений возврата, дохода инвестированного капитала и величины расходов, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС. Во избежание резкого роста тарифов методологией RAB-регулирования предусмотрен механизм сглаживания, заключающийся в перераспределении необходимой валовой выручки по годам в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Основные долгосрочные параметры регулирования, установленные ФСТ России на второй долгосрочный период регулирования 2015–2019 годов

  2015 2016 2017 2018 2019
Норма доходности инвестированного капитала, % 10 10 10 10 10
Базовый уровень операционных расходов, млн руб. 35 023,035 - - - -
Индекс эффективности операционных расходов, % - 3,0 3,0 3,0 3,0
Чистый оборотный капитал, млн руб. 11 417,538 11 919,910 12 432,466 12 967,062 13 524,645
Срок возврата инвестированного капитала, лет 35 35 35 35 35
Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, % 4,27 4,27 4,27 4,27 4,27

Приказом ФСТ России от 09.12.2014 № 297-э/3 были утверждены тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС на второй долгосрочный период регулирования 2015–2019 годов. В течение 2015 года вносились следующие изменения в установленные тарифы:

  • В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 11.05.2015 № 458 приказом ФСТ России от 29.07.2015 № 187-э/1 внесены изменения, согласно которым с 1 июля 2015 года ставка на оплату нормативных технологических потерь при передаче по ЕНЭС определяется в виде формулы. Принятие указанного постановления позволит снизить риски возникновения выпадающих доходов ПАО «ФСК ЕЭС», связанных с превышением фактических цен на покупку электроэнергии и мощности на оптовом рынке относительно соответствующих цен, учтенных регулятором при установлении ставок на оплату нормативных технологических потерь в ЕНЭС
  • В соответствии с п. 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, приказом ФАС России от 29.12.2015 № 1346/15 внесены изменения в приказ ФСТ России от 09.12.2014 № 297-э/3 и утверждены скорректированные тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на 2016–2019 годы

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», действующие с 01.01.2011 по 30.06.2015, руб./МВт•мес.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», скорректированные и установленные Приказом ФАС России от 29.12.2015 № 1346/15 на 2016–2019 годы, руб./МВт·мес.

Анализ изменений средней ставки на содержание сети ПАО «ФСК ЕЭС» за 2011–2016 годы, руб./МВт•мес.

  2011 2012 2013 2014 2015 2016
Средняя ставка на содержание сети ПАО «ФСК ЕЭС» 115 246,25 115 498,38 127 263,94 132 690,23 137 415,66 147 731,01
Прирост, %  32,8% 0,2% 10,2% 4,3% 3,6% 7,5%

Регулирование надежности и качества услуг

Регулирование тарифов, осуществляемое методом доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров, подразумевает обязанность ФСК исполнять установленные ФСТ России показатели надежности и качества оказываемых услуг.

Приказом Минэнерго России от 14.10.2013 № 718 утверждены новые Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению ЕНЭС и территориальных сетевых организаций.

Перечень включает показатели надежности передачи электроэнергии, характеризующие возникновение технологических нарушений и их последствия для потребителей, а также показатели качества обслуживания потребителей, характеризующие прежде всего своевременность исполнения обязательств по технологическому присоединению.

Приказом ФСТ России от 26.10.2010 № 254-э/1 утверждены Методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. В соответствии с данными Методическими указаниями к выручке ФСК будут применяться повышающие или понижающие коэффициенты в пределах 3% от необходимой валовой выручки.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии по объектам распределительных электрических сетей

Деятельность ФСК по оказанию услуг по передаче электроэнергии осуществляется с использованием объектов распределительных электрических сетей (РСК), созданных в рамках реализации инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС», в т. ч. объектов электросетевого хозяйства, построенных для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, ГК «Олимпстрой»1, переданных в безвозмездное пользование ФСК во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации.

1 Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2013 № 2243-р электросетевые объекты государственной казны, построенные ГК «Олимпстрой», переданы в безвозмездное пользование ПАО «ФСК ЕЭС».

Плановые значения показателей надежности и качества оказываемых ФСК услуг, установленные ФСТ России на 2015–2019 годы

  2015 2016 2017 2018 2019
Показатель уровня надежности услуг 0,03602 0,03548 0,03495 0,03443 0,03391
Показатель уровня качества услуг 1,23908 1,22049 1,20219 1,18415 1,16639

Приказом РЭК-ДЦТ Краснодарского края от 26.12.2014 № 82/2014-э и приказом Департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2014 № 65/7 впервые для ФСК утверждены на 2015 год тарифы на услуги по передаче электроэнергии по принадлежащим Компании объектам РСК: собственная необходимая валовая выручка ФСК по объектам РСК установлена в размере 1 780,5 млн руб. по Краснодарскому краю и 33,2 млн руб. по Приморскому краю.

Начиная с 2016 года тарифы по распределительным электрическим сетям ПАО «ФСК ЕЭС» устанавливаются в форме долгосрочных тарифов: приказом РЭК-ДЦТ Краснодарского края от 13.01.2016 № 1/2016-э «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» для ПАО «ФСК ЕЭС» установлены следующие показатели на период 2016–2018 годов:

 

2016 2017 2018
Необходимая валовая выручка, тыс. руб. 1 851 627 1 924 095 1 989 322
Темп прироста, % 4,0% 3,9% 3,4%

Тарифы на услуги по технологическому присоединению к ЕН ЭС

В соответствии с абзацем 6 Методических указаний по расчету платы за технологическое присоединение, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1 (далее — Методические указания), для присоединения к объектам ЕНЭС законодательством определен порядок установления размера платы за технологическое присоединение двумя способами:

  • Утверждение ФСТ России индивидуальной платы для конкретного Заявителя в случае необходимости выполнения мероприятий капитального характера, включаемых в плату за технологическое присоединение в соответствии с действующим законодательством
  • Утверждение ФСТ России платы в виде формулы с применением стандартизированной тарифной ставки С1, которая применятся ОАО «ФСК ЕЭС» самостоятельно для расчета платы, в случае отсутствия необходимости выполнения мероприятий капитального характера для технологического присоединения Заявителя

Анализ изменений средней ставки за единицу мощности, руб./кВт

  2011 2012 2013 2014 2015 2016
Стандартизированная тарифная ставка С1 ставка
не утверждалась
ставка
не утверждалась
27,56 27,56 28,61 25,16
Прирост, % - - - - 3,8% -12,05%

Динамика среднего размера ставки С1 за единицу мощности, руб./кВт

На 2015 год для ОАО «ФСК ЕЭС» приказом ФСТ России от 23.12.2014 № 2387-э размер стандартизированной тарифной ставки С1 утвержден на уровне 28,61 руб./кВт (без НДС), на 2016 год приказом ФАС России от 31.12.2015 № 1377/15 стандартизированная тарифная ставка С1 утверждена в размере 25,16 руб./кВт (без НДС) с разбивкой по мероприятиям.

Методическими указаниями для ОАО «ФСК ЕЭС» не предусмотрена дифференциация стандартизированной тарифной ставки С1 за 1 кВт присоединяемой мощности по уровню напряжения, диапазонам присоединяемой мощности, категорийности энергоснабжения Заявителей, по территориям субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, присоединяющих менее 150 кВт. В этом случае в стандартизированную тарифную ставку С1 не включаются расходы на участие в осмотре должностного лица Ростехнадзора. С1 = 24,64 руб. за 1 кВт.

Стандартизированные тарифные ставки на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, утвержденные на 2013–2016 годы

Вид стандартизированной тарифной ставки 2013 2014 2015 2016
Ставка на покрытие расходов на ТП по мероприятиям, в пункте 16 (кроме подпунктов «б» и «в») - С1 27,56 27,56 28,61 25,16
в том числе        
  • подготовка сетевой организацией технических условий Заявителю (далее - ТУ), руб./кВт
27,56 27,56 22,08 19,34
  • проверка сетевой организацией выполнения Заявителем ТУ, руб./кВт
4,924,38
  • участие в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного, руб./кВт энергетического надзора присоединяемых Устройств, руб./кВт
0,580,52
  • осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата в положение «включено», руб./кВт
1,030,92
Ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередачи - С2, руб./км не утверждены не утверждены не утверждены не утверждены
Ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередачи - С3, руб./км
Ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций - С4, руб./кВт

Динамика утверждения суммарного размера платы за технологическое присоединение за 2010–2015 годы, млрд руб.

Стандартизированная тарифная ставка С1 установлена на едином уровне для потребителей всех субъектов Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Федеральным законом № 308-ФЗ, с 06.11.2013 в плату за технологическое присоединение объектов генерации к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее — плата) дополнительно к расходам на новое строительство электросетевых объектов «последней мили» включаются инвестиционные расходы на развитие существующей сетевой инфраструктуры для обеспечения выдачи генерирующей мощности (вне зависимости от типа генерации — ГЭС, АЭС, ТЭС).

В 2015 году была установлена плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту для 11 потребителей на сумму 22,3 млрд руб. (без НДС).

Наиболее крупные платы установлены для следующих заявителей:

  • ОАО «Концерн Росэнергоатом», Ростовская АЭС, блок № 3 — 7,6 млрд руб.
  • ОАО «Концерн Росэнергоатом», Белоярская АЭС-2 — 7,3 млрд руб.
  • ОАО «ДРСК» — 4,6 млрд руб.
  • ОАО «Фортум», Челябинская ГРЭС — 1,1 млрд руб.

Информация об исполнении договоров технологического присоединения в 2015 году по виду способа расчета платы за технологическое присоединение

  Всего По индивидуальному проекту По стандартизированной тарифной ставке С1
Количество актов по договорам технологического присоединения, шт. 249 26 223
в % 100% 10,4% 89,6%
Сумма по актам технологического присоединения, руб. с НДС 14 628 191 276 14 466 060 236,26 162 131 039,74
в % 100% 98,89% 1,11%

Доли исполнения договоров технологического присоединения за 2015 год по способам присоединения

Мой отчет

Страница успешно добавлена